24 февраля, Санкт-Петербург

​О должности советника-воспитателя

Скоро в школах будут работать советники директоров по воспитательной работе. Предполагается, что они будут следить за политическими настроениями в коллективах. К чему это приведёт — рассказывает Даниил Кен в интервью «Новой газете».

Инициатива о введении должности советника директора по воспитанию показывает растерянность власти перед лицом нового поколения, которое внезапно для нее оказалось интересующимся политикой и общественной жизнью. Власти полагают, что таким образом смогут «образумить» молодежь, и обратно сделать лояльными власти или аполитичными. Надежды Кремля не сбудутся, потому что невозможно воспитательными беседами (которые все чаще носят характер угроз и унижения, когда в российских школах начинают говорить о политике) заставить молодых людей мириться с перспективой жизни в бедной стране, в бесправии, терпеть несправедливость.

Ни министр Кравцов, ни участвующее в пилотном проекте РДШ не скрывают, что под видом «воспитательной» работы будет прежде всего проводиться «политическая» работа, то есть какая-то смесь пропаганды и цензуры. Это обязательно спровоцирует встречную протестную реакцию со стороны старшеклассников и в целом приведет к обратном эффекту, чем-то, ради чего должность советника-воспитателя создается.

Это также приведет к подавлению свобод учителей, преследованиям и увольнениям. Открыто выражать оппозиционные взгляды преподавателям уже и сейчас небезопасно: все чаще мы видим примеры, когда преподавателей заставляют писать объяснительные за посты Вконтакте (как, например, уволенного после 23 января преподавателя колледжа Алексея Алексеева в Новосибирске) или уволенная из ВШЭ де-факто за ретвит Анна Велликок.
Учительская среда будет ещё больше разделяться на «трусливых и лояльных» и на «свободномыслящих в опале».

Когда проект начнёт реализовываться, достоянием общественности обязательно станут примеры непедагогичного и аморального общения со стороны этих «советников»: сказки про ГосДеп, вора Навального и прочие клише госпропаганды. Мы считаем важным предавать их огласке, потому что рано или поздно только общественное возмущение положит этому конец в школах.

К сожалению, уже сейчас нередки случаи, когда учителей массово вовлекают в политическую работу — например, заставляя собирать сведения кто где будет в дни митингов, заставляя озвучить информацию «об ответственности за проведение несогласованных мероприятий» и т. п. Если кто-то из-за этого будет уходить из школы, мы ничего не сможем для них сделать. Но тем, кто будет продолжать учить детей и будет сопротивляться превращению в цензора и пропагандиста, мы будем оказывать всю поддержку, и медийную, и юридическую. Также мы всегда рады дать слово на нашем ютуб-канале и в соцсетях «Альянса учителей» тем, кто хочет высказать свое мнение о проблемах образования.

Говорить о политике в школе можно и нужно, но с соблюдением нескольких принципов
— ученики должны иметь возможность безопасно высказывать разные мнения.
— мнения не должны оцениваться.
— мнение учителя — лишь одно из мнений. Требуется большая самодисциплина, чтобы не злоупотреблять авторитетом.
— разговоры о политике нужны тогда, в таком объеме и с теми учителями, с кем захотят сами дети.

Полная статья «Новой газеты» вот тут.

Поделитесь новостью в соцсетях
Поделитесь новостью

​​Съезд профсоюза

06 апреля, Санкт-Петербург